Как правильно составить ТЗ на разработку интернет-магазина
На рынке готовых решений убедить заказчика в необходимости разрабатывать интернет-магазин с нуля становится все сложнее.
Многие пользуются доступными шаблонами или коробочными сайтами и для базовой работы небольшого интернет-магазина этого вполне достаточно.
В таких сайтах есть необходимый минимум: списки, карточки товаров, корзина, оформление, история заказов и даже личный кабинет. А вот когда магазин активно растет и требует нестандартных и нетиповых функций, владельцы, как правило, обращаются к разработчикам. И на первом же этапе возникает важный вопрос – как правильно составить ТЗ для разработки интернет-магазина?
Аналитика вместо ТЗ
Мы советуем начинать работу не с составления многостраничного ТЗ, а с предварительной аналитики. Важно подробно изучить пути пользователей на сайте, чтобы понять «проблемы» и элементы, которых не хватает.
После разбейте работу над проектом на две части – разработка MVP (Minimal Viable Product), то есть запуск базового магазина с минимальными функциями, и потом уже доработка необходимых элементов, нюансов и «фишек».
Для разработки «базы» стоит все же составить ТЗ, а вот для второй части хватит просто списка желаемых доработок, которые разработчик будет осваивать постепенно. Как показывает практика, главные цели часто меняются в процессе работы и многие элементы могут и вовсе не понадобиться на сайте.
Пишем ТЗ
Совсем без ТЗ не обойтись. Но чтобы не заставлять разработчика читать многотомник на сотни страниц, включайте в него только необходимые разделы.
Общие требования (админка, верстка, интеграции и т.д.).
Базовая оптимизация (семантика, оптимизация для соцсетей, SEO).
Необходимые элементы дизайна.
Права доступа.
Общие блоки.
Уведомления.
Чтобы сократить работу над ТЗ, можно воспользоваться шаблонами. А можно поручить это ответственное дело профессионалам, которые сделают его более качественно и в короткий срок. Вы можете обратиться в Айдис за этой услугой, мы с удовольствием поможем.
Без ТЗ
Если вы решили заняться разработкой ТЗ самостоятельно, это возможно, но будьте готовы к некоторым проблемам. Писать ТЗ – это сложно и трудоемко, с началом работы они довольно быстро устаревают (в процессе требования постоянно уточняются и меняются), а еще они всегда до конца не устраивают разработчиков (слишком короткие или слишком подробные). Все эти пункты все чаще подталкивают и заказчиков, и подрядчиков к мысли «обойтись без ТЗ».
В принципе такой вариант тоже имеет право на жизнь, но с одной оговоркой – составить небольшое предварительное ТЗ все же придется, иначе вам будет крайне сложно выстраивать коммуникацию с подрядчиками. На нескольких страницах коротко опишите, какие разделы вы хотели бы видеть в интернет-магазине и какие возможности должны быть у пользователей. Опираясь на этот документ, подрядчики легко сделают прототипы и дизайн, а уже после их согласования поручите составление дальнейшего подробного ТЗ компании разработчиков. Это даст им возможность учесть все важные моменты и прописать требования.
Предложенная нами схема наиболее оптимальна при разработке интернет-магазина. Вы не тратите много времени на длинное ТЗ, подрядчик не тратит время на его изучение и дополнение, а необходимые нюансы всегда можно обсудить в процессе работы. Все в выигрыше!