Зачем нужен предпроектный анализ и как его провести?
Предпроектный анализ необходим, чтобы составить правильное ТЗ для разработки сайта или мобильного приложения. Сегодня расскажем, как его провести и каких затрат это потребует.
Как провести исследование
Мы описываем примерные этапы исследования, которые при необходимости можно легко адаптировать под себя.
- Конкурентный анализ
- Custdev
- Интервью
- Разработка структуры
- BPMN
- Протипирование
- Воркшопы с клиентом
Интервью. Здесь речь идет о беседе с клиентом или его представителями. Для точного понимания целей и задач лучше провести глубинное интервью с несколькими сотрудниками. Для удобства клиента лучше заранее предупредить его об интервью, рассказать о длительности и попросить спланировать удобное время. Помните, что чем больше информации вы получите, тем точнее получится составить ТЗ.
Custdev. Тестировать идею или прототип тоже можно с помощью интервью. Обычно они более короткие (15-20 вопросов), но важно провести их с несколькими пользователями. К слову, информация, полученная в ходе таких бесед, довольно часто помогает скорректировать изначальное видение проекта, поэтому этот пункт лучше не пропускать.
Конкурентный анализ. Здесь главное не оценить сильные и слабые стороны конкурентов, а попробовать понять, как они справляются с трудностями.
Разработка структуры. Структура будущего сайта – важный этап, который необходим для построения ключевых сценариев и прототипов. Но будьте готовы, что в процессе работы она может сильно изменяться.
BPMN. Это модель бизнес-процессов в компании, которая помогает на примере увидеть, как сообщаются между собой разные составляющие проекта. Для разработки такой модели лучше обратиться к бизнес-аналитику.
Воркшопы. Это совместная работа, во время которой заказчики с клиентами встречаются, делятся на две команды (смешанные по составу) и вместе находят решения для разных задач проекта. Такие встречи могут проходить по мере необходимости и оказываются очень эффективными.
Прототипирование. Составление общих набросков, которые помогут представить будущий функционал. На этом же этапе можно разработать и пользовательские сценарии.
Сколько это стоит
В разработке сайта предпроектный анализ – это отдельный этап работы, требующий оплаты. Цена чаще всего прописывается в отдельном пункте сметы и занимает около 20% от нее. Не всегда клиенты видят необходимость в этом этапе и предлагают сразу начинать работу с ТЗ. Но в этом случае стоит быть готовыми к тому, что итоговый проект не решит поставленных задач и не будет ориентирован на нужную ЦА.
В работе над предпроектным анализом задействована целая команда специалистов, среди них бизнес-аналитик, архитектор, веб-аналитик, технический писатель, веб-дизайнер и менеджер проекта. Общая стоимость их работы зависит от сложности и в среднем варьируется в пределах 200-500 тысяч рублей.
На выходе вы получаете полный отчет о проделанной работе, описанные бизнес-процессы (в том числе и интерактивные), прототипы и проработанную архитектуру и диаграммы.